Что
касается игр, мне понравились рекомендации
книги У. и М. Серз "Ваш ребёнок". Поэтому
я привожу как эти рекомендации, так и свой
опыт. В одни игры ребёнок с удовольствием
играет на протяжении нескольких месяцев,
другие со временем теряют свою
актуальность. В некоторые игры ребёнок
начинает играть в зависимости не от
возраста, а от приобретения определённых
навыков, например, сидеть, ползать, ходить,
противопоставлять большой палец
указательному и т. д. Итак:
А также
Просто, как всё
гениальное - развивающие игры
для малышей от журнала "Счастливые
родители"
Игры для развития
речи
У. и М. Серз: Малышам
нравится прижиматься кожей к родительской
коже, любят, чтобы их носили на руках или
подбрасывали, предпочитают есть по
требованию, а не по расписанию, любят
смотреть глаза в глаза, слушать голоса
родителей, издавать утробные звуки.
Я часто брала Димку на руки,
разговаривала с ним, пела ему разные
песенки (см. Стихи и песенки). Поскольку
в этом возрасте малышу важны не слова, а
лишь голос и интонации, песни пела всякие,
детские и взрослые.
С игрушками Димка не игрался, а
только на них смотрел. Мы положили ему в
кровать яркие игрушки: красный помидор,
ярко-синий заяц (см. фото ),
на бортики кровати повесили полотенца, на
которых зверушки были с чёткими чёрными
контурами зайца и т. д.
Где-то в 3 недели мы повесили Димке
над кроватью погремушки на палке, и он по
ним бил руками и смотрел на них (утром и днём,
а на ночь мы эти игрушки снимали).
У. и М. Серз: Детям
в этом возрасте нравится покачиваться и
подпрыгивать, смотреть на машинки, смотреть
на чёрно-белое изображение, слушать музыку (предпочитают
классическую), любят слушать оживлённую
речь, сопровождаемую жестами, обожают
детский массаж.
Наш Димка к музыке был равнодушен.
Ему явно нравилось только, когда ему пели
песни мама или бабушка. Где-то ближе к двум
месяцам я начала рассказывать ему сказки «Теремок»
и «Репку», сопровождая их жестами и
голосами животных.
Когда одевала Димку на прогулку,
рассказывала специальные стишки,
которые он слушал и не плакал.
Погремушки, висящие над кроватью и
по её бокам, становятся всё более популярны.
Димка активно бьёт по ним рукой.
Вкладываем ему в руки лёгкую
погремушку, но он держит её очень плохо.
Где-то в полтора месяца Димка стал
сидеть в «кенгуру». Димке нравилось, он
глазел по сторонам, а я тихонько
комментировала, что он видит.
На втором месяце мы познакомили
ребёнка с котом. Кот поспешил смыться, а
Димка тогда не понял, что это было :-)
У. и М. Серз: Дети
любят вставать на коленях родителей,
перегибаться, находясь у родительской
груди, заглядывать через родительское
плечо, поигрывать собственными руками,
играть полусидя (больше, чем лёжа), колотить
руками по игрушкам, манипулировать с
кольцами и погремушками, выполнять вольные
упражнения на полу («хлопающие крылья»)
Мы впервые попробовали "Памятник":
Накрываем голову
ребёнка пелёнкой, спрашиваем: «А где у нас
Димка?» Через несколько секунд сдёргиваем с
ребёнка пелёнку, радостно восклицаем: «Вот
у нас Димка!»
Песни, стихи, а также
сказки по-прежнему актуальны. Длинные сказки не
воспринимает совсем, но короткие,
сопровождаемые жестами, слушает с
удовольствием. Начинает смотреть на
различные предметы, путешествуя по
квартире или на улице, я стараюсь следить за
направлением его взгляда и даю комментарии,
как называются предметы, которые он видит.
На прогулках предпочитает
находиться в вертикальном положении ("кенгуру").
В коляске если не спит, то хнычет.
Любит играть полулёжа в автокресле.
Игрушки (основное
требование: должны быть лёгкими)
-
Полы
кофточек, ленты, тряпки (тянем в рот)
-
Шуршащие пакеты
-
Цепочка от
соски
-
Банты от
упаковок
-
Лёгкие
погремушки
У. и М. Серз: Дети
радуются при виде родителей и приглашают их
к игре. Развлекают себя собственными
ручками. Играют с кольцами, погремушками.
Катают мяч. Наклоняются вперёд, если
подбрасывать детку на коленях.
У Димки были популярны:
-
Игры в погремушки
над кроватью
|
Над Димкиной
кроватью висела большая зелёная
пластмассовая рыба в круге, которую
можно было вертеть вокруг своей оси.
Дима её хватал и с остервенением тряс,
потом ударял по ней так, что она
совершала вокруг своей оси оборот или
два, а малыш с удовольствием за ней
наблюдал |
Книжки с крупными картинками
|
Димка с
удовольствием пытался соскрести
картинку со страниц книги, а также
картинки со скатерти, со стен
поликлиники и пр. |
Усовершенствовался
"Памятник"
| Теперь
при игре в "Памятник" Димка сам
сдёргивает с себя пелёнку и хохочет |
"Ладушки-ладушки"
| Ладушки,
ладушки (хлопаем кулачками малыша друг
о дружку)
Где были? (разводим ручки) У бабушки! (сводим
их вместе
Что ели? (разводим ручки) Кашку! (сводим
вместе)
Что пили? (разводим ручки) Бражку! (сводим)
Гульки прилетели (поднимаем ручки),
на головку сели (прикладываем
кулачки к голове)
Кыш! Полетели (машем ручками малыша) |
"Коза рогатая"
"Топ-топ"
|
Димка
очень любил топать по столу, по маме (см. фото) |
Погремушки,
которые удобно захватывать ручками
Ленты и подушечки
| Подушечки
я шила из разного тряпья и набивала их
бумагой, чтобы они шуршали, а ещё
зашивала в них мелкие коробчонки с
пуговицами (чтобы гремели), и пришивала
разные хвостики |
Тряпочные игрушки, которые
шуршат или гремят
| Такие
игрушки есть, например, у Chikko и у KsKids (одна
из таких игрушек видна в коляске на фото) |
Собственные ноги
и носки на них
| Димка
обожал тащить ноги в рот и снимать с них
носки |
Катание на загривке у родителей
Всяческая гимнастика с
кручением, верчением, детский массаж
Ручки вверх, в стороны...
| Гимнастикой
в полном смысле этого слова назвать
нельзя, просто зажигательным тоном
говорится: ручки вверх (поднимаем
малышу ручки вверх,), в стороны... (раскидываем
их в стороны)... вниз... на себя (сгибаем
руки) у Димки это вызывало бурю
восторга... |
Короткие детские стишки
Палочки, листья
деревьев, травинки, цветы
Трогать
деревья в парке
Звонить в "Песни ветра"
|
"Песни
ветра" - это связанные полые
металлические или деревянные трубочки,
которые вешаются над дверью и слегка
позванивают, когда их задевают потоки
воздуха. У нас между полыми трубочками
свисает деревянная звёздочка на
верёвочке, и Димка бил рукой по этой
звёздочке, вызывая оглушительный трезвон.
Ребёнку - восторг, но родителям нужны
крепкие нервы. Наверно, для такой игры
подойдут и обычные колокольчики |
У. и М. Серз: Детям
в этом возрасте нравится отталкиваться
ножками от опоры, хватать родителей за нос,
дёргать за волосы. Они любят пищащие и
квакающие игрушки. Любят сидеть в детском
креслице и играть в «ладушки». Нравится
игра в прятки «ку-ку»
У нас прижились:
-
Все игры,
начатые на 4-м месяце
-
Кубики -
стучим кубиком по столу, жуём их
-
Пластмассовый
молоток, который квакает, когда им
трясёшь
-
Открывание
и закрывание лёгких полочек
-
Трогание
книг, стоящих в шкафу
-
Ложки
металлические и деревянные (деревянные
гораздо популярнее)
-
Игры с
надувным мячиком: "На, Дима, мячик!" (ребёнок
пытается удержать мяч двумя руками)
-
Очень
полюбили смотреться в зеркало (раньше оно
было не очень популярно)
У. и М. Серз: Дети
любят играть с кубиками, купаться с
игрушками, брызгаться. Нравится играть на
полу, приподниматься. Могут играть
колёсиками, катать предметы цилиндрической
формы, тележку. Любят подпрыгивать на
родительских коленях
Мы любили:
-
Все игры,
начатые на 4-м и 5-м
месяце
-
Кубики:
берём сразу два, а потом пытаемся взять
третий
-
Пульты
дистанционного управления - любимая
игрушка!
-
Играть в
ходунках сидя
-
Выбрасывать
игрушки из коляски, кроватки, кресла и т. п.
и с интересом следить, куда они там упали
и как родители их поднимают
-
Рвать
бумагу
-
Вертеть и
жевать книжки с картинками
-
Шуршать
пакетами
-
Греметь
ключами и лёгкими банками
-
Игрушки,
которые играют всякие мелодии
-
Радоваться,
как в зеркале появляется мама
-
Сбрасывать
книги и коробки с дискетами с полок
-
Радостно
кричать при виде кота
У. и М. Серз: Детям
нравится прыгать под музыку, играть в
прятки. Любят ритмичные и словесные игры.
Нравится ловить мыльные пузыри, катать мяч.
С удовольствием рассматривают
маленькие предметы.
В этом возрасте наш ребёнок начал
ходить, держась за руки родителей, и
самостоятельно - в ходунках. В этом же
возрасте многие дети активно ползают (Димка
не ползал), поэтому привожу здесь также
некоторые игры для ползающих. Итак, мы
любили:
-
Различные
погремушки и гремящие коробочки
-
Мягкие
игрушки, внутри которых что-то гремит,
шуршит и т. д.
-
Подбирать
небольшие игрушки с пола и отпускать их
над коробкой, так, чтобы они падали в
коробочку
-
Стягивать
с себя носки
-
Выбрасывать
игрушки
-
Теребить
кота (см. фото)
-
Модифицировался
памятник: теперь мама прячется за диван, а
ребёнок с интересом ждёт её появления.
Сам ребёнок у нас "прятался" лёжа на
животе (когда прятался, опускал голову на
руки, когда "показывался" - поднимал
голову)
-
Грызть
коробочки от компакт-дисков (см. фото)
-
Пульты
дистанционного управления
-
Смотреться
в небольшое зеркальце и в большие зеркала,
игрушки с зеркальцами (см. фото)
-
Стучать
пластмассовыми молотками, ложками и
просто игрушками по столу
-
Вращать за
соску бутылку с водой и смотреть, как она
брызгается
-
Закрывать
в ванной кран с водой
-
Игра в
ванной с мылом, тюбиками и флакончиками
-
Открывать
шкафы и ящики (с лёгкими дверьми)
-
Сбрасывать
вещи с полок
-
Футболить
ногой или толкать рукой лёгкий надувной
мяч. Ползающие детки хорошо ползают за
мячами.
-
Теребить
за рожки прыжковый мяч
-
Пищащие
игрушки, а также мягкие игрушки, играющие
мелодии.
-
Заглядывать
маме и родственникам женского пола за
воротник
-
Игры с
маминой цепочкой на шее и наручными
часами
-
"Автодром"
в ходунках (к ходункам привязывается
верёвка, малыш поджимает ноги, а родители
катают его по квартире шагом, бегом, с
крутыми разворотами). На наши ходунки
можно посмотреть здесь
-
Догонялки (малыш
уползает от родителей или убегает в
ходунках)
-
Погоня
ползком или в ходунках за котом или мамой
-
Складывание
игрушек на полочку. В качестве полочки
служит всё плоское: стол, стулья,
табуретки, открытые низкие полочки в
кухне, диван и т. д.
-
Давать
игрушки родителям по их просьбе
-
Имитация
мамой голосов различных животных ("а
как мычит корова?")
-
Короткие
сказки (в этом возрасте для малыша уже
важно содержание, на длинных сказках наш
малыш вскоре отвлекался и переставал
слушать)
-
Короткие стишки
(самые популярные были про животных) и
песенки
-
Первые
попытки надеть колечки на ось пирамидки
из положения "стоя сверху"
-
Игрушки,
которые можно гнуть
-
Шуршащие
пакеты, звенящие ключи
-
Различные
игрушки-прорезыватели
-
Книжки с
изображениями различных животных
-
Рвать и
жевать бумагу
-
Таблички с
надписями "мама", "папа", "Дима",
"киса", "баба" и пр., таблички с
одним кружочком, с двумя и пр.
-
Махать
родителям рукой (привет-привет и пока-пока)
-
Варианты
"поехали-поехали по кочкам, по
ровненькой дорожке". Лучше всего
подошёл стих Марины Дружининой: "По
дороге ехали, на гору заехали (поднимаем
ребёнка), а потом скатились - Бух! -
покатились в речку - Плюх! (на Бух и плюх
ребёнка резко опускаем вниз)
-
"Бабка
шла, шла, шла, пирожок нашла, села (ребёнок
приседает), поела, опять пошла"
-
"Бабка
встала на мысок, а потом на пятку (ребёнка
ставим на носки, потом на пятки), стала
русского плясать, а потом вприсядку (присаживаем
ребёнка на корточки)
У. и М. Серз: Популярна
игра с ёмкостями (накладывать, наливать,
выливать). Начинают интересоваться
содержимым карманов отцовской рубашки.
Любят общаться с самим собой, глядя в
зеркало. Нравится закрывать банки и снимать
с них крышки. Умеют складывать 2-3 больших
кубика.
К играм, начатым на предыдущем
этапе (с 6-го по 9-й
месяц) добавились следующие:
-
Ставить
кубики один на другой
-
Пытаться
соединить детали конструктора Lego и
гибкой мозаики (сделана из материала,
похожего на туристические коврики)
-
Строить
башни из всего, что под руку подвернётся
-
Вынимать
компакт-диски из отверстий и складывать
их на полочки (в качестве полочки
считается диван, стулья и пр.)
-
"Памятник"
превратился в прятки - закрывает глаза
ладошками.
-
Сбрасывать
книжки с полок
-
Выдвигать
и задвигать ящики, открывать дверцы
шкафов, сбрасывать вещи с полок а потом
обратно их складывать
-
Вынимать
игрушки из коробочки и складывать их
обратно
-
Собирать
пирамидку
-
Кувыркаться
с маминой помощью
-
Смотреть в
окно, особенно, на ночной город
-
Гладить
кота
-
Мешать
ложкой в чашке, пытаться есть
самостоятельно (это тоже игра!)
-
Листать
книги и фотоальбомы (последнее
предпочтительнее)
-
Показывать,
где у киски глазки, где у мамы носик и
пр.
-
Сгребать
снег с карниза
-
Включать-выключать
свет
-
Причёсываться
и пытаться причёсывать родителей
-
Играть с
термосалфетками (у нас они в виде кошек)
-
Играть
яркими тюбиками, пытаться их развинтить
-
Снимать
ботинки и играть ими, стуча друг о друга
-
Дудеть в
дудочку (у нас в роли дудочки был молоток,
который свистит, если дуть в его ручку)
-
Дёргать
родителей за нос, волосы и пр.
-
Брызгаться
в ванной
-
Вытягивать
ниточки из одежды
-
Книжки-раскладушки
-
Смотреть
отдельные телепередачи и рекламу
-
Повторять
за родителями разные слова
-
Кататься
на ногах родителей, на загривке и т. д.
-
Звенеть в
бубен
-
Отличная
игрушка - стаканчики, которые можно
вкладывать друг в друга
-
Рисовать
каракули на бумаге
У. и М. Серз: Любят
толкать и пинать игрушки, бросать мяч,
искать игрушки. Популярны игры, связанные с
прикосновениями. Обожают исследовать
пустые ящики, мусорные вёдра. Нравится
кататься на отцовских плечах. Начинают разговаривать
с игрушками, имитировать звуки, издаваемые
животными
У Димки популярны (к году и 1
месяцу):
|
Ладушки |
|
Разводить и сводить руки |
|
Танцы под музыку |
|
Игра в догонялки |
|
Стаканчики (постепенно учится
вкладывать маленькие в большие) |
|
Любит стучать по разным
предметам, вслушиваться в разные звуки |
|
Разнообразные пирамидки с
тонкими и толстыми стержнями,
пластмассовые и деревянные, с кольцами и
плитами |
|
Конструкторы LEGO, CHICCO с крупными
деталями |
|
Рамки Монтессори (уже учится
вкладывать фигурки в гнёздышки, но пока
плохо получается) |
|
Ведёрко, совок, грабельки и
формочки |
|
Рисовать линии и точки |
|
Кубики - строить башенки,
перекладывать с одной полочки на другую |
|
Машинки (в основном, маленькие) |
|
Плавающие игрушки |
|
Игрушки-пищалки |
|
Мягкие игрушки |
|
Интернет-карты :-) |
|
Бубен |
|
Квакающие и гудящие молотки |
|
Детские домики в рост ребёнка (Димка
в таких играет в "Зелёной Дверце") |
|
Отколупывать кору с деревьев и
листья |
|
Подбирать всякие вещи с пола |
|
Листать книги и показывать
знакомых животных в них |
|
Рассматривать альбомы. Узнаёт
маму, папу и бабушку. |
|
Игры с пустыми пластмассовыми
бутылками. Пытается отвинчивать крышки. |
|
Открывать и закрывать кран с
водой. |
|
Открывать и закрывать ящики и
дверцы шкафов. Складывать в ящики разные
вещи и потом доставать их оттуда. |
Год и 2 месяца - год и 3 месяца:
|
Вертолёт, который можно возить,
машинки |
|
Возит коляску с большим
удовольствием |
|
Перешагивание по ступенькам,
вообще ходьба по ступенькам |
|
Играем в сели-встали-встали на
четвереньки-сели на корточки-встали на
носочки (Димка делает это по просьбе) |
|
Открывание и закрывание дверей
за дверные ручки |
|
Рассматривание журналов,
аккуратно переворачивает страницы,
показывает детали предметов. |
|
Аптечные пузырьки: вкладывает и
достаёт их из коробочек. |
|
Юла. Начинали с детского
музыкального волчка TOMMY (когда нажимаешь
ручку до отказа, играет музыка и собачки
крутятся и тявкают), потом перешли на
обычный советский волчок, но пока ещё не
хватает сообразилки раскрутить его до
искорок. |
У. и М. Серз: Любят
толкать вперёд предметы наподобие
газонокосилки. Нравится колотить игрушки:
резиновый молоток. Умеют складывать 4-5
больших кубиков. Любят играть с частями
тела («где твой носик»), танцевать под
музыку, вертеть ручки, набалдашники,
нажимать на кнопки. Любят играть в прятки и
в салочки.
У. и М. Серз: Тянут
за собой вагончики. Нравится помогать по
дому. Любят заниматься гимнастикой (кувыркаться).
Могут залезать на стул и помогать «мыть
посуду». Начинают использовать для своих
игр полки, стол, стулья. Любят «читать»
книжки с картинками, время от времени
переворачивая страницы.
|