Занятия,
развивающие речь от Марии Араловой
("Счастливые родители",
энциклопедия, апрель 2001)
- Чтобы
развить мелкую моторику пальцев,
заготовьте несколько карточек с
изображением домика, цветка, чашки,
контуры которых обклейте бархатной
бумагой. Ведите пальчик малыша по бархату
и называйте то, что изображено, словами.
Через некоторое время по контуру
предметов приклейте бусинки и повторите
игру.
- Поставьте
несколько небьющихся предметов (кастрюльку,
пластиковую бутылку, деревянную матрешку)
в ряд. Постучите по каждому предмету
ложкой и дайте ребёнку сделать то же
самое
- Предложите
малышу повторить за вами звуки:
жужжите, как пчела, цокайте, фыркайте. Как
только ребёнку удастся произнести
похожий звук, обязательно похвалите его.
- Когда малыш научится
хорошо сидеть, дайте ему мелки и начните
рисовать сначала вместе, затем
предложите ему "художничать"
самостоятельно
- Играйте в
игру "Как говорит..." Продемонстрируйте
ребёнку, как звонит будильник, гудит
паровоз, переливается вода. Почаще
спрашивайте у него, как "говорят"
часы или водичка.
- Подражайте
голосам животных
- С возраста
девяти месяцев лепите простые фигуры из
пластилина: яблоко, банан, змейку.
- Маленькой ложкой пересыпайте
сахар из одной чашки в другую,
перекладывайте фасоль, орехи из стакана в
железную кастрюлю.
- Пускайте
мыльные пузыри
- В маленькую баночку
положите кусочек яблока или печенья и предложите
малышу открутить крышку
- Превратите
геометрические фигуры в весёлые картинки.
Для этого заготовьте трафарет круга,
квадрата, треугольника и, поддерживая
руку ребёнка, сделайте из круга солнышко,
цветок, лицо; из квадрата - дом, флажок,
конфету; из треугольника - дерево, вазу
- Когда ребёнку исполнится
год, начните рисовать
пальцами (краски должны быть
нетоксичными и достаточно густыми).
Пишите красками буквы или цифры и
медленно проговаривайте их.
- Когда малышу исполнится
полтора года, предложите
ему заняться лепкой фигурок из теста
(рецепт теста: 2 стакана муки, 0.5 стакана
воды, 0.5 стакана соли, пищевой краситель).
- Поиграйте в
игру "Действуй по звуку".
Объясните ребёнку, что, когда вы звоните в
колокольчик, нужно идти, когда хлопаете в
ладоши - останавливаться, стучите ложкой
о стакан - садиться.
- В полтора-два года
предложите ребёнку составить
рассказ по картинке. Задавайте
вопросы, кто изображён на картинке, что
там происходит, кто чем занят, тепло на
улице или холодно.
- Поиграйте в
мяч. Когда он будет в руках у малыша,
называйте его имя. Когда мячик вернётся к
вам, говорите "мама". Через некоторое
время усложните задание: когда мяч
попадёт в руки ребёнку, скажите, что мяч у
Саши, когда к вам - мяч у мамы.
- Нарисуйте
на листе картинку. Затем вместе с
малышом приклейте к деталям изображения
спички, шерстяные или шёлковые нитки,
сделайте аппликацию из бархатной бумаги,
лоскутков и маленьких пуговиц
- Когда ребёнку исполнится
2.5 года, изучите альбом с
фотографиями и расскажите ему, кто
есть кто и как зовут членов вашей семьи.
- Побуждайте малыша к
высказыванию мыслей, предоставьте
ему возможность альтернативного ответа:
"Ты пойдёшь гулять во двор или в парк?"
Дождитесь ответа. Задайте следующий
вопрос: "Ты возьмёшь с собой мяч или
формочки?"
- Нарисуйте
времена года.Вместе с ребёнком
раскрасьте картинки в "правильные"
цвета, нарисуйте людей и подберите им
одежду.
- Играя в кубики, научите
малыша простым арифметическим действиям
- После просмотра книги,
передачи или прослушивания кассеты спросите
у малыша: "что делал герой книги?"
"Кто тебе больше всех понравился?"
- Когда ребёнку исполнится
три года, предложите ему просмотреть
картинки с изображением эмоционального
состояния персонажей. Спросите: "мальчик
грустный или весёлый?""Как он себя
чувствует?" Стимулируйте
малыша называть подробности и детали.
- Познакомьте
ребёнка с днями недели и названиями
месяцев года. Оперируйте понятиями
вчера, завтра, через час.
- Научите малыша
разговаривать по телефону.
- В листе
картона проделайте несколько дырочек и
попробуйте зашнуровать их. Как
только у ребёнка начнёт получаться,
перейдите к настоящим шнуркам на обуви.
|